Методические рекомендации

Методические рекомендации
по структуре и содержанию плана Действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сельского поселения
(разработаны в соответствии с Методические рекомендациями МЧС РФ № 40/138-8 от 21.01.96 г).

Раздел I

1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика сельского поселения и оценка возможной обстановки на его территории.

1.1. Рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы.
1.2. Административное деление, население и населенные пункты.
1.3. Экономическая характеристика сельского поселения.
1.4. Пути сообщения и транспорт:
железнодорожный транспорт (в том числе транзитный, характеристика ж/д сетей и объектов на территории поселения);
автомобильный транспорт (в том числе его возможности);
трубопроводный транспорт (в том числе транзитный, нефте-, газо-, продуктопроводы, их характеристика, производительность);
воздушный транспорт (аэродромы, посадочные площадки на территории поселения и их характеристика, наличие приписанных самолетов и вертолетов по видам, в том числе санитарной авиации);
водный транспорт (основные водные акватории, порты на территории поселения и их характеристика, состав и возможности приписанных средств водного транспорта, отдельно-спасательных);
Выводы по транспорту:
Наиболее уязвимые участки путей сообщения;
Потенциально-опасные участки нефте-, газо-, продуктопроводов;
Влияние инженерных сооружений и транспортных коммуникациях на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
1.5. Перечень радиационно-, химически- и пожароопасных населенных пунктов, объектов, имеющих АХОВ, взрыво-, пожароопасные и биологические вещества; перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами, магистралей, по которым они перевозятся, гидроузлов и других объектов, влияющих на экологическую обстановку;
1.6. Краткая характеристика, задачи, состав сил и средств поселения, в том числе об-щественных, привлекаемых к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативно-диспетчерские службы, система оповещения и управления;
1.7. Участки территории поселения, неблагополучные в эпидемиологическом, эпизо-отическом отношении, наиболее часто подверженные лесным и торфяным пожарам, другим стихийным бедствиям их характеристики;
1.8. Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального района при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий:
при авариях на всех видах транспорта;
при авариях на объектах экономики, имеющих АХОВ;
при взрывах и пожарах;
при катастрофических затоплениях и сезонных паводках;
при радиационном и химическом загрязнении (заражении);
при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных;
1.9. Прогноз ущерба промышленного, сельскохозяйственного производства и числен-ности пострадавшего населения при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций.
1.10. Предстоящие мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, проведению АСДНР, защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных цен-ностей и их ориентировочный объем а также особенности территории и другие факторы, влияющие на выполнение этих мероприятий.
1.11. Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для лик-видации чрезвычайных ситуаций;
1.12. Осуществление контроля состояния окружающей среды, обстановки на потенци-ально-опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
1.13. Наличие транспортных средств для эвакуации населения из районов возможных ЧС;
1.14. Расчеты на перевозку эваконаселения автомобильным (таблица).
Общие выводы.

Раздел II
Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности):

1.1. Порядок оповещения органов управления поселения, поисково-спасательных служб, аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных формирований, в том числе общественных, рабочих, служащих и остального населения об угрозе возникновения ЧС. Ин-формирование населения в районах возможного возникновения ЧС;
1.2. Объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприя-тий по предупреждению или снижению воздействия ЧС:
приведение в готовность сил и средств, имеющихся защитных сооружений, заглублен-ных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений, укрытие в них населения;
подготовка к выдаче и выдача рабочим, служащим и остальному населению средств индивидуальной защиты;
приведение в готовность автотранспорта для эвакуации;
проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения;
проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безава-рийной работе производства;

2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихий-ных бедствий (чрезвычайный режим):

2.1. Порядок оповещения органов управления поселения, поисково-спасательных служб, аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных формирований, в том числе общественных, рабочих, служащих и остального населения о возникновении ЧС. Ор-ганизация разведки в районе ЧС и прогнозирование обстановки;
2.2. Приведение в готовность и развертывание сил и средств, поисково-спасательных служб, аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных формирований, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ;
2.3. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привле-каемые для их выполнения силы и средства):
укрытие в защитных сооружениях;
обеспечение индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной и хими-ческой разведки;
лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;
эвакуация (отселение) населения.
2.4. Защита сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, укрытие и эвакуация животных и кормов, герметизация складских помещений и другие мероприятия (их объемы, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства).
2.5. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
3. Обеспечение действий сил и средства поселения, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите населения, сельскохозяйствен-ных животных, продукции животноводства и растениеводства, материальных ценностей.
4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства.
5. Взаимодействие с органами управления МО и МВД, действующими на территории поселения, органами управления и КЧС и ПБ соседних сельских и городских поселений, го-родских округов, объектов экономики, с общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, направления сил и средств для их ликвидации.
6. Управление мероприятиями:
порядок занятия органами управления, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, оперативными группами поселения и взаимодействующими пунктов управления;
организация оповещения и информирования органов управления, привлеченных сил, рабочих и служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведе-ния в районах ЧС;
организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.

Приложения
1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации,
НА СХЕМУ НАНОСЯТСЯ:
а) границы сельского поселения, границы соседних муниципальных районов, город-ских округов и поселений; органы управления (пункты управления) муниципального и объектового уровней, пункты управления и пункты постоянной дислокации подразделений МЧС РФ, Главного управления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Московской области, государственных учреждений Московской области «Противопожарная служба Московской области» и «Московская областная спасательная служба», поисково-спасательных служб, соединений и воинских частей Минобороны России, частей и подразделений МВД России, других ведомств, пожарных частей и отрядов и других аварийно-спасательных формирований, выделяемых по плану взаимодействия и привлекаемых для ликвидации ЧС.
б) участки территории поселения с большой концентрацией радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения, в т.ч. проходящие по территории поселения магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы;
в) участки территории поселения, неблагополучные в эпидемиологическом, эпизооти-ческом отношениях, подверженные геофизическим, геологическим, метеорологическим и другим стихийным бедствиям;
г) наиболее крупные гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления и возможного подтопления, участки территории поселения, попадающие в зоны затопления при сезонных паводках;
д) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения чрезвы-чайных ситуаций (таблица);
е) пункты размещения запасов материально-технических средств.
Формат и масштаб схемы - в зависимости от возможности достижения необходимой степени детализации обстановки).

Схема подписывается заместителем главы сельского поселения.

2. Календарный план основных мероприятий администрации сельского поселения при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бед-ствий.

3. Решение председателя КЧС и ПБ сельского поселения по ликвидации ЧС (схема территории сельского поселения)

на схеме (плане) отражаются:
границы зоны ответственности;
необходимые данные о силах и средствах сельского поселения;
мероприятия, выполняемые силами и средствами муниципального района или других ведомств в интересах поселения;
замысел действий: места (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; после-довательность (этапы) и способы выполнения задачи; распределение сил и средств усиления; расположение формирований различного назначения в группировке сил - количество эшело-нов, смен в эшелоне, резерв;
задачи силам и средствам, участки и разграничительные линии между ними;
главные вопросы взаимодействия и обеспечения;
основы организации управления;
районы сосредоточения (исходные районы) сил и средств районного звена МОСЧС, взаимодействующих сил и средств районного звена МОСЧС, формирований и воинских час-тей (подразделений), привлекаемых для решения совместных задач;
маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР, построение колонн;
время прохождения исходного рубежа (пункта), рубежей (пунктов) регулировки и ру-бежа ввода в зону ЧС;
зоны (районы) пожаров, завалов, заражения и другие препятствия на маршрутах дви-жения и порядок их преодоления;
районы размещения пунктов управления муниципального района, своих сил и средств и взаимодействующих формирований;
фактическая радиационная, химическая и биологическая (бактериологическая) обста-новка в районе действий сил и средств (в зоне ЧС) ;
метеоданные;
Сигналы управления и оповещения;
Другие необходимые данные.
Решение подписывается Председателем КЧС и ПБ поселения и утверждается главой (порядок выполнения надписей на схемах и планах приведен в приложении № 1).

4. Расчет сил и средств сельского поселения, привлекаемых для выполнения ме-роприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихий-ных бедствий (сетевой график по наращиванию сил и средств).

Отрабатывается в табличной форме (приложение № 2 к методическим рекомендациям)

5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схема).

Для обеспечения реализации плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера заместитель главы поселения совместно с другими должностными лицами администрации заблаговременно разрабатывает документы по управ-лению, оформляет заявки на все виды обеспечения действий привлекаемых сил, наряды, на-кладные, доверенности на получение имущества и техники, Эти документы, также как исход-ные и справочные данные, к плану не прилагаются и хранятся в рабочих папках соответст-вующих исполнителей.


план разрабатывается в 2-х экземплярах, на листах формата А4, в альбомной ориентации, вшивается в папки синего цвета.

План утверждается - Главой сельского поселения
План подписывается - 1) Заместителем главы
План согласовывается - 1) с Управлением ГОЧС и ПБ муници-пального района
2) с другими ведомствами и организациями, выделяющим си-лы и средства для ликвидации ЧС по плану взаимодействия


Приложение 1 (к методическим указаниям)

Порядок оформления графических документов
(карт, схем, таблиц)
Наглядность карты (схемы, таблицы) во многом определяется правильным и умелым расположением обозначений и других пояснительных надписей. Они во многом украшают карту (схему, таблицу) и способствуют ее удобочитаемости.
Сведения, которые невозможно изобразить графически, даются на карте в виде леген-ды.
Прямой шрифт применяется для заголовков, подписей должностных лиц, заполнения таблиц и графиков. Наклонный шрифт - для обозначения соединений и частей, для легенд и других пояснительных надписей.
При оформлении документов на карте (схеме, таблице):
- подпись должностного лица, утверждающего документ, помещается в левом углу, на 1-2 см ниже северной стороны внутренней рамки и 2-3 см правее западной рамки;
- гриф документа помещается на одном уровне со словом "Утверждаю", 2-3 см левее восточной внутренней рамки;
- первое слово заголовка документа пишется на 2...3 см ниже северной стороны внут-ренней рамки;
- подписи должностных лиц помещаются против середины карты так, чтобы последняя строчка была на 2 см выше южной стороны внутренней рамки;
- маршруты выдвижения поднимаются темно-коричневым карандашом (фломастером) в 2 мм с южной и восточной сторон толщиной 0,5 мм;
- условные знаки колонн частей и подразделений войск ГО, находящихся на марше, наносятся с северной и западной сторон в 4 мм от маршрута;
- заголовки таблиц пишутся буквами высотой 10 мм.
Заглавные буквы и цифровые величины перед буквенными подписями делаются на 1/3 выше величины строчной буквы. При высоте буквы до 6 мм - ширина ее составляет ¾ высоты, однако при большей высоте букв эта пропорция изменяется.
Толщина букв (цифр) составляет 1/10 - 1/ 4 их ширины или 1/6 - 1/8 их высоты, а рас-стояние между словами или цифрами и словами должно быть не менее высоты заглавной буквы.
В наклонном шрифте угол букв и цифр должен составлять 75 град. К основанию стро-ки.

Приложение 2 (к методическим указаниям)

РАСЧЕТ СИЛ И СРЕДСТВ
звена МОСЧС муниципального района, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе
и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий


пп На-именование предприятия, организации, учреждения (телефон) ФИО
руководителя Ведомст-венная принад-лежность Наименование формирования Ме-сто дисло-кации (ад-рес) Силы и средства Виды выполняемых работ
л/с техн. в т.ч. посто-янной* готовности
л/с техн. в т.ч. по-вышен-ной** го-товности
л/с техн.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ
1 МП «Водока-нал»
2-22-31 Адрианов Виктор Сергеевич Администрация муниципально-го района Аварийно-восстановительная ко-манда г. Красно-горск ул. Речная, д.6 37 5 37 5 3 1 Аварийно-восстанови-тельные рабо-ты на КЭС
2 Территори-альный отдел территори-ального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби-теля и благо-получия чело-века по Мос-ковской об-ласти
Железняк В.Н.
573-42-87 Территориаль-ное управлениу Федеральной службы по над-зору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Московской об-ласти
573-42-87 г. Химки-ул. Союз-ная, д. 3 16 2 10 2 1 1 Санитарно-эпидемиоло-гический над-зор
3 АО «Хладо-комбинат»
2-47-15 Петров Иван Иванович Министерство пищевой про-мышленности Отряд газоспасателей г. Рошаль Строителей
17 20 4 10 2 - - Локализация аварии с АХОВ
ИТОГО: 73 11 57 9 4 2

* - из состава сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектован-ные с учетом обеспечения работы в автономном ре¬жиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Перечень сил постоянной готовности утверждается в установ¬ленном порядке органами местного самоуправления. Перечень сил постоянной готовности организаций (объектов) утверждается руководителя¬ми организаций по согласованию с соответствующими органами управления по делам граждан¬ской обороны и чрезвычайным ситуациям.
** - для организации немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации из состава сил постоянной готовности выделяются силы повышенной готовности (дежурные силы), которые включают в себя: силы и средства наблюдения и контроля; медицинские и аварийно-спасательные формирования; специализированные ведомственные формирования.